Семья как микромодель общества является важнейшим звеном в процессе формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Цели взаимодействия школы и семьи:
-Повышать воспитательные функции семьи.
-Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс и активную жизнь ребенка.
-Оказать семье психолого-педагогическую помощь.
Задачи взаимодействия школы и семьи:
-формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-вос-питательном процессе школы и класса;
-формирование психолого-педагогической культуры родителей;
-развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
Пути взаимодействия школы и семьи:
-социальное диагностирование семьи;
-обеспечение проведения всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
-разработка и обеспечение системы психолого-педагогического просвещения родителей;
-организация методической работы с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;
-организация работы родительского комитета школы, повышение его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности школы.
Правила эффективного взаимодействия педагогов с семьями учащихся:
-родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения;
-не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз;
-разговаривайте с родителями спокойным тоном;
-умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам;
-не спешите с выводами;
-готовясь к встрече с семьей ученика, помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее;
-каждая встреча должна заканчиваться конструктивными рекомендациями.
Основные классификации семей
по структуре:
полные семьи;
неполные семьи.
по материальной обеспеченности:
с высоким материальным достатком;
со средним материальным достатком;
с низким материальным достатком;
по социально правовой устойчивости и воспитательному потенциалу:
1. Социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении воспитательно-сильная
2. Социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении воспитательно-неустойчивая;
воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними.
3. Социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении.
воспитательно-слабая с постоянной конфликтной атмосферой; воспитательно-слабая с агрессивно негативной атмосферой
4. Социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении.
маргинальная (с алкогольной, наркотической зависимостью); вступающая в конфликт с законом; преступная; психически отягощенная.
По взаимоотношениям:
гармоничная;
компромиссная;
конфликтная;
неустойчивая.
По семейной ориентации:
на деятельность;
на общение;
эгоистическая.
Основные виды помощи малообеспеченным семьям:
предоставление информации о пособиях и социальных льготах;
помощь в получении различных видов материальной помощи;
контроль использования выделенной детям материальной помощи (в случае необходимости);
бесплатное питание для учащихся (для многодетных семей)
консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;
трудоустройство несовершеннолетних.
В процессе взаимодействия с семьёй необходимо руководствоваться следующими принципами:
Каждому родителю неприятно слышать негативные отзывы, как о себе, так и о своих детях, поэтому педагогу необходимо не жаловаться, а искать в ребёнке хорошие черты, и профессионально выводить родителей на понимание необходимости поиска путей коррекции, имеющихся проблем. Нельзя в качестве поучительного примера разглашать информацию о негативных примерах семейного воспитания. Информация о семье всегда анонимна.
Ожидаемые результаты:
Использование возможностей семьи в формирование и развитии у детей и молодежи личностных качеств труженика, творческого человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях.
Родители являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций.
Учитесь сами и давайте пример окружающим видеть светлые стороны.
</article>